Материалы

Международный фестиваль-конкурс «Три века классического романса»

«Три века классического романса» 2008

«Три века классического романса» 2009

«Три века классического романса» 2010

«Три века классического романса» 2011

«Три века классического романса» 2012

«Три века классического романса» 2014

«Три века классического романса» 2015

«Три века классического романса» 2016 

 

XI Международный фестиваль «Три века классического романса» прошел в Санкт-Петербурге с 24 июня по 02 июля 2013 года. В рамках фестиваля состоялись восемь концертов в лучших камерных залах Санкт-Петербурга

  2013   2013

Буклет фестиваля (pdf)

 

24 июня2013.06.24

Малый зал им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории

Концерт-открытие XI Международного фестиваля «Три века классического романса»

Программа концерта (pdf)

 

Пять народных артистов России выдающихся представителей российского вокального искусства, предстали перед слушателями в этом уникальном концерте. Юрий Марусин, Виктор Черноморцев, Ольга Кондина, Владимир Ванеев, Михаил Кит - их имена, блистательные творческие достижения, знаменитые оперные партии знают все. Следует добавить: к вящей гордости Санкт-Петербургской консерватории все это блистательное артистическое созвездие – профессора кафедры сольного пения, наставники вокальной молодежи. По традиции на открытии выступили и лауреаты конкурса «Три века классического романса». На сей раз это были призеры последнего Фестиваля-конкурса - замечательные теноры Михаил Пирогов и Борис Степанов, и обладательница чудесного сопрано, петербургская певица Вера Чеканова. За роялем – Заслуженные артистки России Елена Гаудасинская и Ирина Шарапова, обладательница Специального диплома Фестиваля-конкурса Анна Корзун, и фортепианные «половины» лауреатских пар - Андрей Кудряков, Любовь Носова и Андрей Телков. Программа включала яркие шедевры русской и европейской романсовой классики.

 

 

26 июня2013.06.26

Академическая Капелла

Концерт «Гелерея романсовых стилей»

Программа концерта (pdf)

 

Вокальный цикл «Детская» Модеста Мусоргского в тончайшем исполнении Народной артистки России Ольги Кондиной, он так точно и образно рисует мир и образы детства, русского детства, с его сказками, играми, маленькими страхами, и огромностью мира, что будет родным и узнаваемым нами во все времена. Поистине не имеющая аналогов по градусу эмоционального накала и интонационной оригинальности «Немецкая тетрадь» Валерия Гаврилина. Здесь гейневская романтическая ирония умножается в глубинности и проникновенности русского духовного масштаба. Это настоящий театр романса, полно раскрылся в исполнении Народного артиста России Сергея Лейферкуса. Одна небольшая программа в исполнении баритона Владимира Целебровского объединила малоизвестные у нас романсовые опусы австрийских композиторов первой половины XX века Франца Шрекера и Александра Цемлинского Несмотря на разность творческих устремлений, композиторов объединяет схожесть личных судеб и мироощущений. Экзотическая «изюминка» нашей романсовой Галереи – «Пять черных песен» известного каталонского композитора Монтсальватже в исполнении солистки Мариинского театра Златы Булычевой. Этот цикл не случайно мгновенно принес автору мировую славу.

 

 

27 июня2013.06.27

Малый зал филармонии

Концерт «Романс без границ»

Программа концерта (pdf)

 

В этом концерте впервые в Фестивале выступил известный немецкий бас-баритон Йоханнес фон Дуйсбург с красивой программой из песен Шуберта, Шумана и Штрауса. Его певческая манера сочетает мужественность и мягкость, подлинный драматизм и подкупающую простоту. Линию немецкой песни продолжил уже известный петербургской публике Эдвин Кроссли–Мерсер. Слышавшим его выступления не могли не запомнится редкостное обаяние, открытость, тонкость артистической подачи, изысканность сценического облика. Еще одна гостья также выступила впервые в Фестивале. Меццо-сопрано Елена Заремба по праву считается одной из звезд первой величины на оперном небосклоне. Ее чаще можно услышать в Европе, нежели в России, так что слушателям концерта выпала редкая удача «вживую» оценить талант, красоту и редкостной красоты голос этой замечательной певицы, подготовившей французскую программу из произведений Гуно, Берлиоза и Пуленка. Дополнили рубрику «впервые в Фестивале» молодые солисты Центра оперного пения Галины Вишневской лауреаты международных конкурсов баритон Сергей Атюшев и сопрано Елена Бондарь. Без сомнения, любителям пения было интересно услышать одаренных и успешных молодых певцов «московского образца».

 

28 июня2013.06.28

Дом Учёных

Концерт «Пэтический круг современного Русского романса»

Программа концерта (pdf)

 

Традиционный литературно-музыкальный концерт - салон Фестиваля прошел в Дубовом зале Дворца Великого князя Владимира. На сей раз, здесь прозвучали романсы, вокальные циклы и литературно-музыкальные композиции наших современников на стихи Блока Маяковского, Синицкого, Вознесенского, Бродского, Чубкиной. Прозвучали сочинения Веселова, Слонимского, Таривердиева, Танонова. Особое место было отведено музыкально-литературным композициям Николая Мартынова на стихи Бродского и Вознесенского – это настоящий театр романса с сюжетным развитием, чтением стихов, разговорными вставками. И композиция на стихи Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку», и «Тишины хочу…» на стихи Вознесенского, - масштабные полотна, где в музыкальных образах воплощаются не только стихи, но дух стиль и мировоззрение прославленных поэтов. Исполнители – петербургские и московские певцы, пианисты и актеры-чтецы. Все - яркие, молодые, энтузиастические и многообещающие. Среди них – Лауреаты международных конкурсов Дмитрий Неласов, Денис Колесников Дмитрий Батагов, Яна Прокопенко, Александра Кабанова. Дина Зябкина, Егор Кутенков и Людмила Манонина читали стихи и прозу. По традиции вела концерт-салон художественный руководитель фестиваля, заслуженная артистка России Ирина Шарапова.

 

 

29 июня2013.06.29

Малый зал Филармонии

«Грани романса»

Программа концерта (pdf)

 

Самый событийный, неожиданный и экспериментальный концерт Фестиваля. Здесь были представлены сочинения от современной классики до экстравагантного авангардного перформанса. Это - попытка заглянуть в будущее жанра, обозначить различные пути и формы его развития, а также представить широкой публике смелую новизну и разнообразие романсового сегодня. Премьера новых пушкинских романсов выдающегося композитора Сергея Слонимского в окружении премьерных работ его учеников Настасьи Хрущевой, Олега Ларионова и Влады Малаховской - еще одно утверждение вечных классических ценностей романса, воплощенных в современных стилевых формах. Новация концерта, да и Фестиваля в целом стала петербургская премьера вокального цикла Антона Танонова «Легенда о двойнике» «История одного вампира» Цикл рассказывает о путешествии во времени, которое совершает вампир с целью отыскать заблудившуюся в современном мире душу. Это уникальное по стилистике сочинение, где песни Шуберта вкраплены в музыку Танонова, объединившую в единый звуковой мир стили рок и рэп композиции, городского романса, старинной ирландской баллады и собственно песни Танонова на стихи Григория Аросева. Необычен состав - кроме тенора и фортепиано задействованы вокальный и - инструментальный ансамбль. И все-таки это – романс, в едином срезе показавший каким он был, есть, и возможно, будет. Исполнители специально приезхали на петербургскую премьеру с разных концов света – вокальный ансамбль Петра Шаромова – из Новосибирска, а главное действующее лицо - австрийский тенор Александр Кайбмахер – из Вены.

 

 

30 июня2013.06.30

Музей-квартира А.С. Пушкина

Концерт «Мир Пушкина в романсе»

Программа концерта (pdf)

 

Романсы на стихи Пушкина - это музыка, которая всегда нужна душе. Магия пушкинского слова, такого знакомого и созвучного каждому, роднит романсы самых далеких эпох и стилей. В концерте приняли участие как известные петербургские певцы - Сергей Муравьев, Надежда Хаджева, так и стремительно восходящие к вершинам вокального мастерства лауреаты международных конкурсов Инна Гудина, Станислав Сергеев, Александра Кабанова, Любовь Самойленко, Анастасия Барун, Эвелина Агабалаева. Прозвучали романсы Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова Метнера, Свиридова, Арапова.

 

 

1 июля2013.07.01

Малый зал Филармонии

«Параллели и контрасты»

Программа концерта (pdf)

 

Программа этого концерта была интересна сопоставлениями резко контрастных музыкальных стилей. Но удивительно, как непривычное музыкальное соседство вдруг открывает неизвестное в хорошо знакомом, а полярно противоположное обретает сближающие черты. Интересную и емкую программу из романсов Рахманинова и Метнера продемонстрировали москвичи – Лауреат международных конкурсов Елена Аюшеева, Заслуженная артистка России, известная пианистка Ирина Осипова, и прекрасный тенор петербургской выучки Станислав Мостовой. Рахманиновскую часть программы исполнила Елена Аюшеева. Эта молодая певица имеет солидный творческий багаж как в оперном, так и в камерном жанрах, но с такой труднейшей программой она выступает в Петербурге впервые. Хорошо известный петербуржцам солист Мариинского театра Александр Морозов в ансамбле с Ириной Соболевой исполнил давно не звучавшие в концертах шекспировские сонеты Кабалевского, Лауреат одного из первых Фестивалей-конкурсов «Три века классического романса, а ныне стремительно восходящая звезда Мариинского театра Екатерина Гончарова представила вокальную лирику Римского–Корсакова – музыку изумительно глубокую и целомудренную. Заслуженная артистка России Галина Сидоренко - певица широкого творческого диапазона, мастерский интерпретатор сложной современной музыки, на сей раз, в дуэте с пианистом Станиславом Соловьевым, обратилась к творчеству Шенберга. Программа, составленная из ранних опусов, ярко раскрыла романтическую сущность и интонационное новаторство его вокальной музыки.

 

 

2 июля2013.07.02

Академическая Капелла

Концерт-закрытие

Программа концерта (pdf)

 

Выступлению Ирины Богачевой предшествовал ряд замечательных исполнителей и ярких, нарядных программ. Талантливые и обаятельные Роман Трекель и Кристиана Ронкальо, чудесная вокальная пара из Берлина, вновь порадовала слушателей немецкой и бразильской любовной лирикой. Никого не оставили равнодушным ошеломляющие колоратурные каскады и сценическое очарование Лары Елиной, впервые участвовавшей в Фестивале с виртуозной итало-испанской программой. А постоянный и любимый участник Петр Мигунов на сей раз предстал в дуэте с известным арфистом Александром Болдачевым. Их программа - романсы Глинки в сопровождении арфы – подлинная услада и слуха и души. Интригующим моментом концерта стало появление Маргариты Грицковой, одной из самых талантливых и неординарных учениц Ирины Петровны Богачевой. Успешная европейская оперная карьера надолго отлучила певицу от концертных площадок Петербурга. И вот она снова здесь, рядом с Мастером в блистательном концертном дуэте.