Материалы

Международный фестиваль-конкурс «Три века классического романса»

«Три века классического романса» 2008

«Три века классического романса» 2009

«Три века классического романса» 2010

«Три века классического романса» 2011

«Три века классического романса» 2012

«Три века классического романса» 2013

«Три века классического романса» 2015

«Три века классического романса» 2016

 

XII Международный фестиваль «Три века классического романса» Санкт-Петербург 24 июня – 2 июля 2014 года

Плакат ТВР 2014Сводная афиша ТВР 2014

Буклет фестиваля (pdf)

 

XII Международный фестиваль «Три века классического романса» был насыщен яркими музыкальными событиями. Два юбилея великих композиторов - Римского-Корсакова и Мусоргского определили тематические доминанты концертной программы. Впервые в Фестивале прозвучала камерная старинная музыка в рубрике «Истоки жанра» с участием аутентичных инструментов. Также была представлена широкая панорама романсового творчества композиторов русского зарубежья. Пушкинской линии романса был посвящен концерт в Царском селе. Традиционная рубрика «Грани романса» изобиловала премьерами и знакомством с интересными новинками жанра.

Исполнительский состав фестивальной программы постоянно обновляется и расширяется. Так, в этом году впервые в Фестивале выступил знаменитый голландский певец Роберт Холл. Современное исполнительское искусство Европы и Америки представляли сопрано Шанталь Матиас (Франция) и Дженнифер Кэйси Кэбот (США).

Постоянный звездный состав Фестиваля был вновь представлен перед слушателями - выдающиеся российские певцы - народная артистка СССР Ирина Богачева, народные артисты России Владимир Чернов и Сергей Лейферкус приняли участие в концерте к юбилею Мусоргского.

В этом году вновь прошел традиционный Конкурс вокально-фортепианных дуэтов, всегда привлекающий внимание слушателей возможностью новых исполнительских открытий и обилием романсовых шедевров в конкурсных программах. Победителей конкурса можно было услышать в Заключительном концерте Фестиваля.

 

Вторник 24 июня 2014.06.24  2014

Санкт-Петербургская консерватория Малый зал им. А.К. Глазунова

Торжественный концерт-открытие XII международного фестиваля-конкурса «Три века классического романса»

Программа концерта (pdf)

 

Открытие Фестиваля особенно значимо и насыщено в «конкурсные» годы», когда наряду с Фестивалем стартует Конкурс вокально-фортепианных дуэтов, а в концерте участвуют члены Жюри конкурса. В этом году публика познакомилась с тремя новыми участниками Жюри. Это Шанталь Матиас из Франции, Йоханнес фон Дуйсбург из Германии, и Дженнифер Кейси Кэбот из США. В их программах прозвучали шедевры национальных романсовых школ.
Разумеется, на сцене появились и постоянные участники, встречи с которыми всегда ждет просвещенная и взыскательная фестивальная аудитория. Народные артисты России Ольга Кондина и Павел Егоров выступили в дуэте с песнями Шопена.

По традиции, выступили лауреаты прежних лет, яркие молодые артисты, получившие свое первое профессиональное признание на Фестивале-конкурсе «Три века классического романса» Ольга Бессмертная (сопрано) Украина, Елена Жукова (фортепиано) Украина, Борис Степанов (тенор), Любовь Носова (фортепиано), Елена Заставная (сопрано), Яна Русинова (фортепиано).

И, наконец, состоялась новая встреча с блистательным Владимиром Черновым, главой Жюри и вдохновителем Конкурса, всегда любимым и ожидаемом в своем родном Петербурге, и всегда неожиданном в своих новых исполнительских свершениях.

 

 

Четверг 26 июня 2014.06.26    2014

Дворец князя Владимира Александровича (Дом Ученых)

«Романсы русского зарубежья» Гречанинов Черепнин Метнер Стравинский

Программа концерта (pdf)


Прекрасные страницы русского романса связаны с творчеством этих композиторов, чья жизнь после революции прошла в эмиграции. Их судьбы сложились по разному. Всемирно известное творчество Игоря Стравинского остается в фокусе исторического музыкального процесса, вокальное и фортепианное исполнительство не оставляет без внимания замечательные произведения Николая Метнера. Александр Гречанинов и Николай Черепнин известны меньше. Между тем оба оставили значительное и интереснейшее романсовое наследие, часть которого была представлена в этом концерте. Это подлинно русский романс, неразрывно связанный с русской поэзией, где вновь оживают известные и любимые строки Пушкина, Лермонтова, Майкова, Фета. Здесь царит красота, одухотворенность, изысканность мелодики и гармонии, удивительная эмоциональная тонкость.

Романсы Стравинского, Метнера, Гречанинова и Черепнина исполнили постоянные участники Фестиваля, известные петербургские певцы - Заслуженные артистки России Мария Людько и Галина Сидоренко, Анна Смирнова, Юлия Симонова, Надежда Хаджева, Василий Муховиков, Михаил Великанов.

 

Пятница 27 июня 2014.06.27  2014

Малый зал Филармонии
«Римский-Корсаков и мировая романсовая культура» - к юбилею композитора

Программа концерта (pdf)


В программе прозвучали романсы Римского-Корсакова, Шуберта, Штрауса, Форе, Дебюсси, Дюпарка, Айвза, Бернстайна и др.
Римский-Корсаков - знаковое имя для русской музыкальной культуры. Эстетика и глубокая правдивость, продуманность и избирательность, поклонение красоте как принцип творчества – эти качества делают его музыку столь же совершенной и законченной в своей стилевой уникальности, как и сам Петербург, неразрывно с ним связанный. Романсы Римского-Корсакова исполнены лишь ему свойственной прозрачной, хрустальной лирической чистотой и неземной красотой мелодий.

Интересно было услышать романсы Римского-Корсакова в контексте иных стилевых культур, чтобы осознать уникальность его наследия и вместе с тем тесную взаимосвязь с мировой историей романса. Тем более что в концерте представлены подлинные шедевры жанра.

Исполнительский состав этого концерта был особенно интересен. Здесь выступили зарубежные гости Фестиваля, члены жюри конкурса Йоханнес фон Дуйсбург (Германия), Шанталь Матиас (Франция), Дженнифер Кэйси Кэбот (США). Римский-Корсаков прозвучал в исполнении отечественных певцов, замечательных петербургских артистов, известных солисток Мариинского театра Светланы Шиловой, Златы Булычевой, также молодого баса Юрия Власова.

 

 

 

Суббота 28 июня 2014.06.28  2014

Малый зал Филармонии

«Грани романса» - Премьеры, новинки и редкости жанра

Программа концерта (pdf)


Традиционная рубрика Фестиваля, как всегда, сулила множество замечательных сюрпризов и открытий. Знакомство с совершенно новой, буквально сегодня созданной музыкой - первое отделение концерта было отдано Лауреатам V композиторского конкурса «Лучший романс 2014» в рамках Фестиваля «Три века классического романса». Слушателя ожидали самые невероятные и захватывающие открытия, подлинные новации жанра, представляющие всю полноту и разнонаправленность современных устремлений композиторской молодежи. Сам же конкурс прошел 25 июня в Доме композиторов. В конкурсе приняли участие 19 композиторов, представивших свои сочинения на суд авторитетного жюри. В состав жюри вошли Петр Геккер, Игорь Воробьев, Евгений Зудилкин, Сергей Осколков, Александр Радвилович, Антон Танонов, Настасья Хрущева. По традиции новые сочинения членов жюри композиторского конкурса прозвучали во втором отделении. На этот раз – новый вокальный цикл Игоря Воробьева на стихи Пастернака и романсы на слова Майкова Петра Геккера. Из малоизвестного – вокальный цикл петербуржца Дмитрия Смирнова. Увенчали концерт новые романсы нашего выдающегося современника Сергея Слонимского, Он снова обратился к поэзии Лермонтова в честь юбилея поэта. Исполнительский ряд порадовал фантастическим сопрано солистки Мариинского театра Екатерины Шиманович, артистизмом и обаянием Сергея Романова, мастерством и элегантностью Анны Смирновой, одухотворенностью Сергея Муравьева. Представлена, разумеется, была и молодежь - молодые сопрано Любовь Самойленко и Александра Кабанова.

 

 

 

Воскресенье 29 июня 2014.06.29

Царское село Зал на острову

«Пушкин в петербургской романсовой лирике»

Программа концерта (pdf)


Вряд ли есть ли на свете человек, могущий сказать: «Снова Пушкин? Я знаю о нем все…» У нас на XII международном фестивале «Три века классического романса» - снова был Пушкин, «вечно тот же, вечно новый», в своих бесчисленных музыкальных воплощениях. И, возможно, именно сегодня нам как никогда нужно его Слово, несущее Гармонию, Красоту и Любовь.

В каждом романсе и каждом исполнении бездонный мир Пушкина по сей открывает новые грани и обретает новые черты. В нашем собрании пушкинских романсов были и дорогие каждому сердцу известнейшие шедевры (Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рубинштейн Чайковский), и новейшие музыкальные прочтения его поэзии (Слонимский, Ларионов), и современный городской романс (Валентин Сухобоков)

Прекрасные молодые голоса, вдохновенные музыкальные интерпретации - новые исполнительские открытия в сегодняшней жизни пушкинского романса.
Особую атмосферу концерту придал чудесный Зал на острову в Царском селе – магическом уголке, пестовавшем юный дар поэта. Маленький, таинственный, окруженный водой остров…

 

 

 

Понедельник 30 июня 2014.06.30  2014

Академическая Капелла

«Истоки романса» - Камерная музыка Барокко и Возрождения

Программа концерта (pdf)


Романс – сравнительно молодой жанр, в современном понимании сложившийся в XVIII веке. Но пение, соединенное со словом, существовало во все века и эпохи. Канцоны и фротоллы, виланеллы и мадригалы, баллады и гимны - это многочисленные разновидности светской вокальной музыки, известные еще от эпохи Средневековья. Предшественники романса. Погрузиться в стихию старинной вокальной музыки – это поистине упоительное путешествие, отправляющее нас к не только истокам жанра, но и к истокам нас самих и нашей эмоциональной памяти.

В этом концерте была представлена широкая панорама светской вокальной музыки выдающихся композиторов Возрождения и Барокко в музыкальном обрамлении аутентичных старинных музыкальных инструментов – органа, клавесина, арфы, виолы да гамба, барочной скрипки и др.

Здесь причудливо переплелись Духовные песни Баха, светские арии и канцоны Вивальди и Скарлатти, мадригалы Перселла, образцы русского барокко - гимны и песни Бортнянского и Березовского.

Для исполнителей обращение к барочной музыке – это возможность продемонстрировать высочайшее мастерство и совершенное владение голосом. В этом концерте к старинной музыке обратились замечательные мастера, известнейшие солистки Мариинского театра. Народная артистка России Ольга Кондина – любимица публики, зрелый Мастер вокала, выступила с гостем Фестиваля, немецким органистом Кристианом Оттом. Прекрасное оперное сопрано Заслуженной артистки России Татьяны Павловской органично и гибко вписывается в стилевую среду барокко. Разносторонние вокальные интересы Ирины Васильевой и Надежды и Хаджевой давно устремлены к сфере старинной музыки, к тому же Ирина Васильева получила известность не только как певица, но и постановщик барочных опер.

Наряду с Кристианом Оттом инструментальное сопровождение осуществили Лауреаты международных конкурсов Георгий Благодатов (орган, клавесин), Александр Болдачев (арфа), Владимир Гаврюшов (виола да гамба), Сергей Фильченко (скрипка), Александр Кискачи (флейта).

 

 

Вторник 1 июля 2014.07.01  2014

Малый зал Филармонии

«Модест Мусоргский» - к юбилею композитора»

Программа концерта (pdf)


Этот концерт можно назвать центральным событием ХII Международного Фестиваля «Три века классического романса» как по значимости юбилея, так и по исполнительскому составу.
Модест Мусоргский - композитор уникальный и вневременной. Древнейшие пласты русской музыки стали основой его творчества, заглянувшего в даже и сейчас непознанное музыкальное будущее. Его вокальные циклы - «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», жанровые сценки, песни, поражают новизной и смелым новаторством, и по сей день не имеют аналогов в этом жанре.

Вокальная музыка Мусоргского предстала в интерпретациях поистине выдающихся певцов современности. Впервые в Фестивале выступил Роберт Холл - знаменитый нидерландский певец, прославленный, в частности, и как исполнитель романсов Мусоргского, с вокальным циклом «Без солнца». Звездный состав отечественных певцов возглавила народная артистка СССР Ирина Богачева. Народные артисты России Владимир Чернов и Сергей Лейферкус, - постоянные участники Фестиваля «Три века классического романса», даже блистательные мировые оперные карьеры не затмевают их заслуженной славы непревзойденных интерпретаторов русского романса, и особенно романсов Мусоргского. Солистка Мариинского театра Ирина Матаева, ярко проявляющая себя и в камерном исполнительстве, исполнила знаменитую «Детскую»

 

 

 

Среда 2 июля 2014.07.02  2014

Академическая Капелла

Церемония закрытия и гала-концерт лауреатов VII международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов «Три века классического романса»

Программа концерта (pdf)


Объявление победителей и концерт новых лауреатов – традиционно одно из самых интригующих событий Фестиваля-конкурса. Это концерт - настоящий праздник для просвещенной и отзывчивой петербургской публики, для тех, кто следил за ходом конкурса, и тех, кто пришел впервые. Новые имена, новые голоса, и безбрежная стихия Романса.